Просмотров: 28
Раздел I Проблемная ситуация
Решающими факторами развития современного общества являются глобализация, информатизация, смена векторов развития, формирование информационного пространства и нового информационного общества.
Эти факторы, наряду с явными преимуществами, имеют и негативные черты:
-огромный поток информации, обрушивающийся из самых разных источников, приводит к тому, что люди не в состоянии адекватно её воспринимать, требуется развитие навыков анализа информации, её фильтрации и понимания.
В отношении детей и подростков проблема встаёт серьёзнее: окружающее информационное поле может принести существенный вред несформировавшейся личности;
– многие люди испытывают «культурный, коммуникативный голод», утрачивают навыки диалогического общения. Эта проблема серьёзно затрагивает и детей – родители все реже общаются с ними, занятые хозяйственными делами.
В отношении детских библиотек имеют место:
– тенденция к изменению нижней и верхней границ возраста пользователей (раньше детская библиотека обслуживала детей от 6 до 14 лет, теперь от 0 до 17 лет);
– существенное отставание в области автоматизации библиотечных процессов;
– проблемы с кадровым обеспечением (библиотеки стремятся поддерживать высокие требования к кадрам, но все чаще в библиотеку приходят люди, не знающие либо специфики библиотечной работы, либо специфики обслуживания детей; в штатных расписаниях нет специалистов новых профессий, необходимых библиотекам нового типа);
– в условиях недостаточного финансирования требует новых решений организация обучения и повышения квалификации кадров детских библиотек.
Остро стоит проблема комплектования фондов.
Уникальное информационное пространство детских библиотек может содействовать смягчению негативного воздействия непрерывных информационных потоков на сознание ребёнка, обучению его свободному ориентированию в окружающем информационном пространстве, безболезненной социализации. Именно в детских библиотеках культура общества «воссоздаётся в универсальной для ребёнка информационно- коммуникативной модели»1.
Кроме того, библиотека, как открытая система, куда может прийти любой и каждый, может стать не только центром информации и обучения ориентации в ней, но и центром общения, досуга, творческой реализации, центром культурных коммуникаций.
Раздел II. Цели и задачи Концепции, принципы реализации
Миссия
Миссия детских библиотек состоит в том, чтобы, используя все имеющиеся ресурсы, предоставить детям оптимальные условия для культурного развития, формирования и удовлетворения их образовательных, коммуникативных и иных потребностей, иными словами, создать среду развития ребёнка через чтение, книгу и иные виды материалов, отвечающих его половозрастным, социокультурным и индивидуальным особенностям.
Цель:
Создание на базе МКУК «ЦГДБ им. А.С. Пушкина» оптимальной информационно-диалогичной среды, обеспечивающей доступ к знаниям, культуре, социальным процессам в обществе, непрерывному образованию, интеграции в культурную среду.
Задачи:
● расширение спектра и повышения качества библиотечно-информационных услуг, предоставляемых юным пользователям;
● содействие непрерывному образованию, самообразованию и интеллектуальному развитию;
● обеспечение открытости библиотеки для всех, соблюдение равных прав и возможностей для детей из всех слоёв общества, обладающих разными интеллектуальным и физическим уровнями развития;
● создание комфортной информационной среды для пользователей, с учётом их возрастных, социокультурных и индивидуальных особенностей через чтение, печатные, аудиовизуальные и электронные средства;
● приобщение к различным формам интеллектуального и культурного досуга. Механизмы реализации:
● внедрение инновационных процессов и новых управленческих решений в сфере реализации библиотечно-информационных услуг;
● применение методов программно-проектного планирования, постоянный мониторинг качественных изменений, корректировка с учётом удовлетворённости пользователей предоставляемыми услугами;
● внедрение инновационных форм взаимодействия библиотек различных типов в предоставлении услуг;
● разработка мероприятий по повышению квалификации и профессиональному развитию библиотечных кадров.
Раздел III. Стратегические направления развития
1) Информатизация библиотечных процессов, введение онлайн-услуг населению.
Информатизация библиотеки предоставляет возможности апробации различных эффективных приёмов читательского развития и реализации их права на информацию, является основой для различных корпоративных проектов.
Среди приоритетных задач:
– обновление компьютерного парка;
– создание собственных электронных документов;
– комплексная поддержка неподготовленных пользователей в ходе их адаптации к условиям повсеместной компьютеризации. Обучение молодых пользователей навыкам использования информационных ресурсов новых типов и форм;
– развитие виртуальной информационно-коммуникативной сферы библиотечного обслуживания в интернет-представительствах МКУК «ЦГДБ им. А.С. Пушкина». Расширение виртуальных информационно- справочных услуг;
– обеспечение возможности творческой реализации читателей-подростков на виртуальных площадках библиотеки;
– развитие сайта библиотеки.
2) Создание комфортной информационно-развивающей и творческой библиотечной среды, развитие коммуникативных навыков детей и подростков через книгу, чтение и понимание прочитанного.
– изучение методик смежных наук, освоение технологий работы с текстом;
– синтез полученных знаний, касающихся развития навыков диалогического общения и чтения, при котором происходит адекватное понимание основных смысловых доминант воспринимаемых текстов, разработка на их основе библиотечных мероприятий, внедрение в практику работы библиотеки;
– прямое сотрудничество с учёными – педагогами, психологами, социологами, занимающихся вопросами детского чтения.
3) Просветительская деятельность
– содействие непрерывному образованию и самообразованию;
– формирование гражданской позиции, патриотическое воспитание молодого поколения, воспитание толерантного сознания;
– профессиональная ориентация;
– экологическое воспитание;
– правовое воспитание, содействие социализации личности молодого человека;
– работа с семьёй;
– содействие формированию творческой личности, повышению интеллектуального потенциала молодого поколения;
– повышение общего уровня информационной культуры детей.
4) Активизация внешних связей с целью лоббирования профессиональных интересов, разработка и продвижение инновационных совместных проектов с учреждениями и организациями города.
– заключение договоров сотрудничества с образовательными, воспитательными, культурными учреждениями города для детей и подростков;
– определение фандрайзинговой стратегии;
– транслирование опыта и креативных идей МКУК «ЦГДБ им. А.С. Пушкина» в городской среде, а также в профессиональном сообществе (публикации в городских, региональных и российских СМИ, доклады, консультации и мастер- классы).
5) Развитие кадрового потенциала
– введение специальных курсов по освоению информационно- коммуникационных технологий (ИКТ) с учётом уровня подготовки сотрудников;
– развитие профессионального библиотечного творчества, способствующего модернизации библиотеки, стабилизации библиотечных кадров, их самореализации и саморазвитию;
– выбор и реализация библиотекарями собственного образовательного маршрута: проведение экспериментов, разработка творческих работ;
– развитию профессионального сознания будет способствовать также включение в «Положение об оплате труда» таких критериев оценки деятельности библиотекарей, как оригинальность и новизна форм и методов работы, нестереотипность решения профессиональных задач.
Раздел IV. Ожидаемые результаты от реализации Концепции
– переход библиотечного обслуживания детей и подростков на новый уровень, развитие перспективных форм и моделей библиотечно-информационного обслуживания детей;
– скоординированное предоставление широкого спектра услуг для детей и подростков в рамках единого библиотечно-информационного пространства области;
– повышение уровня востребованности услуг библиотеки;
– поддержка различных форм взаимодействия библиотек в предоставлении услуг с учётом новых информационных технологий;
– модернизация и информатизация библиотеки, укрепление материально- технической базы.
________________________________
1 Голубева Н.Л. Детская библиотека: современные проблемы развития: научно-методическое пособие / Н.Л. Голубева. – М.: Литера, 2009. – 160 с.