Просмотров: 610
Масленица… Издавна на Руси это был самый широкий, раздольный и весёлый праздник, знаменующий долгожданную встречу весны и пробуждение природы. Но несмотря на своё древнее происхождение, традиции его празднования продолжают жить.
Тема Масленицы нашла отражение в народном творчестве в виде песен, пословиц и поговорок, в живописи и в художественной литературе. В этой подборке собраны произведения русских авторов, в которых упоминается Масленица.
Иван Шмелёв «Лето Господне»
Красочный литературный образ Масленицы создал русский писатель Иван Сергеевич Шмелёв. В его повести «Лето Господне» есть целая глава, посвященная этому празднику. В ней автор описал свои детские впечатления: «Теперь потускнели праздники, и люди как будто охладели. А тогда… все и всё были со мною связаны, и я был со всеми связан, от нищего старичка на кухне, зашедшего на «убогий блин», до незнакомой тройки, умчавшейся в темноту со звоном. И Бог на небе, за звездами, с лаской глядел на всех, масленица, гуляйте! В этом широком слове и теперь еще для меня жива яркая радость».
Александр Куприн «Юнкера»
Очень ярко и «вкусно» о Масленице и блинах написал Александр Куприн в автобиографическом романе «Юнкера», изданном в эмиграции в 1933 году.
«О, языческое удельное княжество Москва! Она ест блины горячими, как огонь, ест с маслом, со сметаной, с икрой зернистой, с паюсной, с салфеточной, с ачуевской, с кетовой, с сомовой, с селёдками всех сортов, с кильками, шпротами, сардинами, с сёмушкой и с сижком, с балычком осетровым и с белорыбьим, с тешечкой, и с осетровыми молоками, и с копчёной стерлядкою, и со знаменитым снетком из Бела озера. Едят и с простой закладкой и с затейливо комбинированной…»
Антон Чехов «Глупый француз»
Этот юмористический рассказ чаще всего вспоминают иностранцы, говоря о русском масленичном размахе. Клоун из цирка братьев Гинц Генри Пуркуа в московском трактире Тестова решает, что молодой человек собрался покончить жизнь самоубийством через переедание. Но, оглядевшись, понимает, что если это так, то тогда он не в едальном заведении, а в клубе самоубийц. «Не только климат, но даже желудки делают у них чудеса! О, страна, чудная страна!» – заключает про себя француз.
Иван Гончаров «Фрегат «Паллада»
Автор описывает, как матросы праздновали в плавании Масленицу: “Нельзя же, однако, чтоб масленица не вызвала у русского человека хоть одной улыбки, будь это и среди знойных зыбей Атлантического океана. Так и тут, задумчиво расхаживая по юту, я вдруг увидел какое-то необыкновенное движение между матросами: это не редкость на судне; я и думал сначала, что они тянут какой-нибудь брас. Но что это? совсем не то: они возят друг друга на плечах около мачт. Празднуя масленицу, они не могли не вспомнить катанья по льду и заменили его ездой друг на друге удачнее, нежели Петр Александрович икру заменил сардинами. Глядя, как забавляются, катаясь друг на друге, и молодые, и усачи с проседью, расхохочешься этому естественному, национальному дурачеству: это лучше льняной бороды Нептуна и осыпанных мукой лиц.”
Иван Бунин «Чистый понедельник»
В рассказе выразительно показана московская жизнь начала XX века на масленичную неделю, а, кроме того, содержится напоминание: следом за весёлой Масленицей обязательно придёт Великий пост. «Так прошёл январь, февраль, пришла и прошла масленица. В Прощёное воскресенье она приказала мне приехать к ней в пятом часу вечера».
Михаил Шолохов «Тихий Дон»
Автор описывает праздничный стол на масленицу в семье донских казаков Мелеховых: “Ели, как и всегда по праздникам, сытно и много. Щи с бараниной сменила лапша, потом — варёная баранина, курятина, холодец из бараньих ножек, жареная картошка, пшенная с коровьим маслом каша, кулага, блинцы с каймаком, солёный арбуз».
Все представленные произведения вы можете найти на полках нашей библиотеки.