Фантастика – это образ мысли

Просмотров: 73

Писателя Кира Булычёва знают все. Читателям разных поколений — от уже пожилых до юных — полюбились отважная девочка Алиса, находчивый доктор Павлыш, чудаковатые, но такие обаятельные обитатели маленького городка с гордым именем Великий Гусляр. Да и экранизации его книг смотрели многие — даже если кто-то пропустил классическую «Гостью из будущего», то уж «Тайна третьей планеты» точно знакома практически каждому.

А между тем под псевдонимом Кир Булычёв свои произведения выпускал крупный учёный, доктор исторических наук, авторитетный востоковед Игорь Всеволодович Можейко, автор нескольких монографий по истории Юго-Восточной Азии: «История Бирмы», «Бирма: религия и политика», «Западный ветер — ясная погода» и других.

18 октября писателю-фантасту исполнилось бы 85 лет со дня рождения. Предлагаем вам познакомиться с интересными фактами его биографии. 

"Одной из главных загадок Кира Булычева долгое время оставалось его настоящее имя. Только в 1982 году тайное стало явным, после вручения заслуженному писателю Государственной премии СССР. За псевдонимом скрывался доктор исторических наук, востоковед Игорь Всеволодович Можейко. Свою таинственность автор объяснял страхом возможного увольнения.

Псевдоним писателя получился из имени жены Киры и девичьей фамилии матери - Марии Михайловны Булычёвой. Были у Игоря Всеволодовича и другие  псевдонимы: Игорь Всеволодович Всеволодов, Николай Ложкин, Сейн Джи Маун, Лев Минц.

В 1961 году в свет вышел первый рассказ Можейко «Маунг Джо будет жить». Автор стал серьезно заниматься фантастикой спустя четыре года и публиковал свои произведения только под псевдонимом. 

Кир Булычев много и плодотворно работал, хотя сам в интервью неоднократно называл себя «лентяем». Издано несколько десятков книг писателя, общее количество опубликованных произведений исчисляется сотнями.

Знаменитая гостья из будущего - Алиса Селезнева была списана с дочери фантаста, Алисы Можейко. А за личиной отца Алисы, космобиолога Игоря Селезнева, скрывался сам писатель.

Разумеется, такой популярный персонаж не мог не быть увековечен его поклонниками. В Москве недалеко от станции метро "Речной вокзал" есть Аллея имени Алисы Селезневой, на которой высажено более двух десятков рябин. Кир Булычев даже завёл традицию - ежегодно из урожая этой рябины готовят настойку под названием "Алисовка". Кроме того, именем Алисы Селезневой названа звезда и литературная премия.

Представляет интерес и  автобиографическое произведение  Кира Булычёва «Как стать фантастом».

Писатель-фантаст много переводил произведения зарубежных классиков: Айзека Азимова, Хорхе Луиса Борхеса, Грэма Грина, Жоржа Сименона и других. В юности он перевёл «Алису в стране чудес» Льюиса Кэрролла, однако издать его версию легендарного произведения издатели отказались, сославшись на переводы предшественников. 

Последний роман фантаста называется «Убежище». Это бы могло стать русским ответом «Гарри Поттеру», поскольку намечался целый цикл произведений. Речь там шла о подростке, который помогает сказочным героям спастись от реальной жизни.  К сожалению, в 2003 году И.В. Можейко, которого все знали, как Кира Булычёва, умер. Ему было всего 68 лет.

Мало кто знает ещё о двух ипостасях литератора: драматургической и поэтической. Некоторые из его пьес – переработка ранее публиковавшихся повестей, но были и написанные специально для театра. А «Именины госпожи Ворчалкиной», это переработанная пьеса Екатерины Великой.

Отдельно можно говорить о поэте Кире Булычёве. Он увлекался стихосложением с детства, а в 1950 году даже задумал с друзьями издавать поэтический альманах. Но первый сборник стихов вышел только в 1993 году. Писатель мог бы стать и художником. Многие обложки книг он создавал самостоятельно.

Акварелью  Игорь Всеволодович рисовал на протяжении всей жизни. Он создавал прекрасные натюрморты, специально составляя букеты цветов, в том числе редких и необычных, и дополняя композиции фруктами, чью аппетитность он умел великолепно передавать. 

Кир Булычёв полюбил ещё один художественный жанр — графические шаржи, которые он мастерски и с неподражаемой лёгкостью набрасывал с натуры во время длинных конференций, заседаний и прочих официальных скучных мероприятий. Кого он только не рисовал: писателей, кинодеятелей, коллег-востоковедов… Сам он иронично называл героев шаржей «жертвами моего карандаша». 

Но не стоит думать, что писатель-фантаст только насмехался над другими; к себе он относился не менее иронично. Свои шаржи-автопортреты он рисовал вместо автографов — очень быстро, уверенно, почти в одно касание. У него было несколько типовых вариантов, но всякий раз образ получался с индивидуальными особенностями и отличительными чёрточками. Иногда такими автошаржами даже оформлялись публикации — вместо фотопортрета. 

Кир Булычёв стал известен как живописец уже посмертно. В Москве прошли две выставки, одна в художественной галерее «На Солянке», вторая — в залах Государственного литературного музея. 

У писателя была ещё одна подлинная страсть, сопровождавшая его всю жизнь. Он сам полушутя-полусерьёзно называл это увлечением, переросшим во вторую профессию. Неожиданно для себя, оказался признанным учёным-фалеристом — широко известным и авторитетным специалистом по научному исследованию и художественному описанию всевозможных наград.

Он исследовал системы должностных знаков — официальных атрибутов госслужащих Российской империи, описал их и, собрав всю информацию воедино, разработал классификацию. Итогом этого труда стала книга «Должностные знаки Российской империи», которая до сих пор остаётся авторитетнейшим источником для всего фалеристского сообщества нашей страны.

Кир Булычёв написал несколько книг, рассказывающих об исторических тайнах Древнего мира, Античности, Средневековья и даже пиратства. Истории России посвящены книги "Тайны Руси" и "Исторические тайны Российской империи". Автор использовал в работе научные труды русских историков В. Н. Татищева, Н. М. Карамзина, Л. Н. Гумилева и других.  Он не писал учебник или теоретическое исследование.  Автор написал сборники различных историй, которые освещают некоторые тайны далёкого прошлого России.

Более двадцати книг писателя экранизированы. Самой первой его экранизацией в 1976 году был фильм «Бросок, или Всё началось в субботу». По словам автора, многие ему не нравились, исключения: «Приключения Алисы» Павла Арсенова, «Золотые рыбки» и «Шанс» Александра Майорова.

У Кира Булычева было две большие коллекции: служебных знаков и головных уборов.

Несмотря на выбранный жанр литературы, к плодам технического прогресса сам фантаст относился с серьезным скепсисом — компьютеру предпочитал печатную машинку, мобильным телефоном пользовался только по необходимости и даже не садился за руль автомобиля.".

6 предсказаний Кира Булычёва

(нажми на изображение и оно увеличится)

Где найти книги:

Заказать книги можно через виртуальную службу библиотеки.

VK
Telegram
OK
Email
Print

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Пролистать наверх