«Титулованный волшебник» Борис Диодоров

Просмотров: 78

С Борисом Диодоровым, вернее, с его рисунками, раньше были знакомы едва ли не в каждой семье, ведь он входил в детское сознание вместе со сказками Андерсена. Во всем мире Борис Диодоров признан как лучший иллюстратор произведений датского сказочника. Он удостоен высшей литературной премией в области детской книги – медали им. Г. Х. Андерсена. В 2005 году был избран "Посланником Г. Х. Андерсена" комитета "Н. С. ANDERSEN" (Дания). А на родине он – президент Российского фонда Г. Х. Андерсена.

"Я влюблён в Андерсена с детства. Сейчас я его продолжаю открывать, как ни странно, вновь и вновь"

В детстве  он был уверен в том, что Андерсен – русский писатель. Рисунки к его сказкам делал уже тогда и даже пытался вставлять их в старый, ещё дедовский четырехтомник в переводе Ганзена, в котором картинок не было. Кстати, эту процедуру будущий художник проделывал со всеми книгами, в которых не было картинок: рисовал свои и вставлял между листами. Любовь к рисованию проявилась в нём рано.

Да и как могло быть иначе, ведь Борис Диодоров родился 21 ноября 1934 года в семье художника. Отец и его друзья, тоже, естественно, художники, учили его рисовать. Он поступил в московскую художественную школу при Институте им. Сурикова, где попал "в совершенно особую атмосферу: известные художники, которые были моими кумирами (Константин Зефиров, Константин Дорохов, Моисей Хазанов) стали не просто учителями – почти родственниками, друзьями. Мы посещали их творческие мастерские, ездили вместе на этюды в Поленово…".

Потом был факультет живописи Московского художественного института им. Сурикова, где Диодоров занимался в творческой мастерской М. И. Курилко – главного художника Большого театра. На стезю художника – иллюстратора Диодоров попал не сразу. Поначалу увлекался живописью. Ещё до окончания института книжные издатели обратили внимание на работы Диодорова на выставках и предложили сотрудничество.

С 1958 года он работает в книжной графике.

"Сделав свои первые книги, я понял, что это настоящее искусство, и оно даёт возможность выразить себя ничуть не хуже, чем, например, живопись. Да и живёт книга, а вместе с ней и память о художнике, очень долго"

Вся жизнь Диодорова – это служение её величеству детской книге. И его иллюстрации – настоящее высокое ИСКУССТВО. Из более чем трёхсот книг, проиллюстрированных им за сорок лет, большая часть – сказки. Именно за сказки Диодоров получил Андерсеновскую премию. Книга, объединившая под одной обложкой сказки “Снежная королева” и “Русалочка”, вышла во Франции и в России. Художник говорил, что каждую сказку Андерсена он иллюстрировал по пять лет. «Я книгу делаю годами. Я страдаю». Когда работал над макетом к «Русалочке» и дошёл до момента, когда Русалочка, отказавшись убивать принца, обрекает себя на гибель, — незаметно для себя горько плакал.

К работе над книжной иллюстрацией Борис Диодоров подходит основательно: читает литературу, помогающую воссоздать атмосферу эпохи и создать её образ. Работу над детскими книгами Диодоров предпочитает иллюстрированию “взрослых” книг.

"Книги для детей дают больше возможностей для художника. Что можно нарисовать для взрослых? У них уже есть своё видение, и оно может не совпадать с моим - с ними надо "спорить". Да им не так уж и нужны картинки. Детям же они необходимы"

Когда Бориса Диодорова спрашивают, в какой манере выполнены его работы, он отвечает, что легче назвать ту, в которой он не работал. Художник владеет самыми разными техниками: высокая гравюра, акварель, офорт…

"Книги сами подсказывают технику, я прислушиваюсь к ним», — признаётся Борис Диодоров"

Иллюстрации к Андерсену — это офорт, акватинта, акварель. По сложности их можно приравнять к станковым картинам. «Винни-Пух» — перо и акварель. Мягкий, уютный, очень ребячий мир, словно рисовал сам медвежонок. Когда художник работал над сказками венгра Ференца Мора, он освоил технику подкрашенной гравюры — вид графики, близкий к русскому лубку. Приступая к «Путешествию Нильса с дикими гусями» первый раз применил акватинту. Вспоминая работу над сказкой «Людовик Четырнадцатый и Тутта Карлсон», выполненную пером и тушью, Борис Диодоров говорит: «Это озорная книжечка, искрометная. Хотелось, чтобы эти дурашливые характеры были достоверны, чтобы ребёнок в них поверил. Я и сам в них верил…»

Произведения Бориса Диодорова находятся в Государственной Третьяковской галерее, Государственном музее изобразительных искусств им. А. С. Пушкина и ещё ряде музеев России, Дании, Японии, Словакии, в частных собраниях в России и за рубежом.

С 2003 года Борис Аркадьевич передаёт свой опыт будущим художникам-иллюстраторам в Московском государственном университете печати на созданной им кафедре иллюстрации и эстампа.

Секрет своей многолетней популярности Диодоров объясняет просто:

"Я не подстраиваюсь под детей, а разговариваю с ними на языке моего детства и стараюсь сохранить в себе эту бескомпромиссность и искренность... Делая для маленьких того же "Винни - Пуха, я растворялся в этой теме. Понимал, что должен заново научиться, хотя бы мысленно, скакать на одной ноге и играть в его игры..."

Где найти книги:

Заказать книги можно через виртуальную службу библиотеки.

VK
Telegram
OK
Email
Print

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Пролистать наверх